пятница, 12 октября 2018 г.

Интервью с новым шеф-редактором русской службы RTI Марией Ли

В середине октября этого года к работе на радио возвращается ведущая и шеф-редактор русской службы «Международного радио Тайваня» Мария Ли. Она вновь сядет к микрофону и станет координатором отдела вещания на русском языке после того как в сентябре эту должность оставил Виталий Самойлов. Я встретился с Марией перед отъездом в Тайбэй и расспросил о рабочих планах.

- Мария, что вы сделаете первым делом, когда прилетите на остров?

- Первым делом я, наверное, отправлюсь на радиостанцию, посмотрю, как там идут дела и что мне там передают «в наследство», пообщаюсь с коллегами, пообнимаюсь с ними. Тревоги особой у меня нет, я же знаю, куда я еду. Не думаю, что будут какие-то неожиданности.

- Фразу «дважды в одну реку» в вашем случае можно переформулировать как «дважды на одну волну».... 

- Я в последнее время постоянно слышу эту фразу. Я бы это переформулировала: «всё возвращается на круги своя». Это моя любимая работа, я её с удовольствием делала и с удовольствием буду делать дальше. Думаю, мне все будут там рады. И потом я подумала: ну, где ещё я найду такую прекрасную работу, как у нас на радио? Наверное, нигде. Мне очень жалко уезжать из Москвы, здесь мило, комфортно, очень хорошая и удобная жизнь. Там (на Тайване, прим.) много недостатков, но достоинства всё же перевешивают. 

- Международное вещание изменилось с тех пор, как вы уехали с Тайваня. Сейчас заметен откат аудитории, а классические короткие волны сдают интернет-вещанию. Вы должны понимать, что вам придется руководить отделом радиостанции, которую нужно удержать на плаву коротких волн. Есть какой-то перспективный план, который включает в себя работу и над аналоговым вещанием, и над новыми платформами (интернет, мобильные приложения)? 

- На самом деле ещё до того, как я уехала, мы начали осваивать современные ресурсы. Мы начали с блога. Причём мы были пионерами, первыми, кто завёл блог из всех языковых служб МРТ. Потом всех обязали завести блоги, а у нас он уже был. Потом мы вышли на Facebook, затем, уже в моё отсутствие, у нас появилась страничка во «ВКонтакте». Что касается наших перспективных планов, то они строятся не на уровне языковой службы, а на уровне всей радиостанции. Здесь всё зависит от того, какие планы будет строить руководство. Пока оно держит курс на сохранение коротких волн. Но я не строю никаких иллюзий и понимаю, что рано или поздно это прекратится. Это отнимает много бюджетных средств, и основная аудитория всё же приходит не через короткие волны, а через интернет. Мне хочется, чтобы остались и короткие волны, и мы бы могли с разными частями нашей аудитории функционировать на различных площадках, привлекать новую аудиторию. И кто знает, может быть на новом всплеске любви к винтажу и короткие волны вновь обретут популярность. Ну вот как сейчас пластинки виниловые переживают возрождение: вполне возможно, что и к коротким волнам мы вновь придём. Почему я говорю, что не строю иллюзий - раз уж такие «монстры», как Би-би-си, уходят с коротких волн, то что говорить про нас. А так как руководство у нас меняется в основном каждые три-четыре года, тут всё зависит от того, кто придёт на смену нашим нынешним руководителям и какую политику они начнут проводить. 

- Справедливости ради нужно сказать, что Би-би-си возобновило вещание на средних волнах в Азии...

- Наша радиостанция этим тоже занимается. Один из крупнейших проектов последних лет – это вещание на вьетнамском, индонезийском и тайском языках на территории Тайваня для трудовых мигрантов, которые приезжают на остров. Русский язык, к сожалению, не является для тайваньских властей приоритетным, но, может быть, что-то изменится, не в последнюю очередь благодаря и нам. 

- Кстати, как вы считаете, почему Тайвань продолжает вещание на русском языке?

- Наверное, трудно игнорировать существование 1/6 части суши нашей планеты. К тому же, русский язык - это не только Россия, это и весь бывший СССР. Нам всегда писали слушатели из Казахстана, Туркмении, Киргизии, я не говорю уже про Украину и Белоруссию. Вообще на Тайване за последние несколько лет сильно вырос интерес к русскому языку. В марте 2019 года мы будем отмечать 25-летие нашего вещания, а недавно 25-летие отметило Представительство Тайваня в России. Наши страны общаются более-менее тесно на протяжении уже четверти века, и за это время значительно выросло число студентов, которые приезжают учиться в Россию. Растёт интерес к русской культуре, литературе. 

- Виталий Самойлов летом организовал акцию «Ретро-QSL». Мне кажется, что в связи с этим прибавилось внимание к станции. 

- Это была отличная идея Виталия. Мы будем творчески обдумывать и другие пути привлечения слушателей и общения с ними. Я думаю, что и формат «Почтового ящика» уже устарел и нужно что-то новое придумывать. В своё время возникла идея «Воскресного шоу». Мне казалось, что нам нужна была такая интерактивная программа, когда все ведущие собираются и общаются в непринуждённой форме, а не просто читают текст в студии. Это как-то оживило наш эфир. Но я буду думать над новыми форматами.

- За что вы возьметесь?

- Помимо руководства русской службой, как всегда, буду делать новости и свои передачи.

- Из тех передач, что есть в сетке, какая вам ближе всего?

- Я ещё не обсуждала с коллегами новую сетку передач. Приеду, и будем определять, какие у нас передачи уйдут, какие останутся. Я очень любила свою кулинарную программу («Рай для гурмана»), и надеюсь, что мне удастся вернуть её обратно. Мне кажется, она у меня хорошо получалась, я вообще готовить очень люблю. У меня есть кое-какие задумки на эту тему. Ещё одна программа, которую я раньше вела, - «Изба-читальня». Это мой очень большой интерес в жизни – перевод тайваньской литературы. Надеюсь, что продолжу этим заниматься. Тем более, что сейчас я занята переводом романа «Тёмная река» писательницы Пин Лу, которая сейчас как раз руководит нашей радиостанцией. Я думаю, что из этого получится серия передач. Тайваньская литература на русский язык если и переводилась, то в каких-то мизерных количествах, и как-то всё прошло мимо большого читателя. 

- Каков рецепт внимания слушателя к станции? 

- Интерес к Тайваню с их стороны, а с нашей стороны - интересная подача информации. Если материал интересный, если он получит отклик в душе, то человек будет это слушать. А нашей главной задачей я вижу просто повышение интереса к Тайваню, чтобы люди поняли, что остров не менее интересен, чем Япония, чем Южная Корея. Тем более, что у этого острова совершенно уникальная и международная ситуация и культура, которая ему досталась и от коренных народов, и от Китая, и от Японии. Слушайте нас, и мы будем рассказывать вам обо всём самом интересном на Тайване!

Фотография Марии Ли из соцсетей.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

QSL-карточки. Февраль 2024

На конец февраля в коллекции оказались бумажные верификационные карточки из США, Словакии, Турции, Таиланда и Тайваня. От Radio Free Asia д...